Приглашаем членов МСП и авторов, желающих вступить в наш Союз писателей к участию в Литературных конкурсах на премии МСП и других конкурсах с призовым фондом.
Валерий Рыбалкин в проекте критики "Мнение"
Бал у кадетов
Читаем и критикуем!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Конкурсы для членов МСП
и авторов, желающих войти в его состав
Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Клуб Красного Кота
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместо с проектом
"Буфет. Истории за нашим столом"
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Регистрация на портале
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Регистрация на портале
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Детективы и мистикаАвтор: Валентин Алексеев
Объем: 4124 [ символов ]
Экспромт на блиц-конкурс "Дважды в одну реку..."
…Откуда-то из-за стен донеслись голоса. Говорили негромко, степенно, вкрадчиво. В них, в этих голосах, была какая-то неспешная, всезнающая, ядовитая размеренность, так похожая на…
Он задохнулся. Знакомая боль пробежалась по телу, кольнула запястья, щиколотки. Неужели опять? С усилием провел по лбу рукой, будто отталкивая и стряхивая что-то. Положил перед собой белый, девственно чистый лист. Но в ту же секунду он начал меняться, пожелтел, на поверхности появились буквы, побежали строчки… Усталым, заученным движением он потянулся к полке, заменил лист, но знакомые слова снова мелькали перед ним. «Да что ж это такое?!» - прошептал он, в изнеможении уронив голову на сложенные на поверхности стола руки. Боль не проходила.
Голоса между тем стали явственнее, как будто кто-то могущественный приблизил их так, чтобы сидящий услышал. «Знаешь ли ты, почему твою рукопись не приняли?» - спросил все тот же вкрадчивый, ужасный голос.
- Нет, мастер, - из-за стены прошептал кто-то в ответ.
- Логос твой неубедителен для рода людского. О пустом пишешь, суесловно и бессмысленно. Истины нет в твоих словах. Ложны твои оправдания…
«Не так!» - подумал больной. – «Все было не так! Была гроза, ибо игемон не напоил народ водою из Соломонова пруда. И тысячи лет омываемы люди кровью. А что толку – как ни входи в одну и ту же воду дважды и многажды, а значение имеет только тот раз – единственно правильный, незапятнанный, поворотный. И целомудренный…»
Он снова поднял голову. За окном сверкнуло, но было тихо. Повернулся, медленно оглядел комнату. Сундук, жесткая кровать. Маленькое зеркальце на стене, а сбоку – картина «Голгофа». Он некоторое время всматривался в нее, будто пытаясь что-то прочесть в ней или вспомнить. Но потом опять устало прикрыл веки. За окном снова сверкнуло. Разлился мертвенный, слепящий, белый свет, так не похожий на лунный.
- Мастер, но что же делать?
- Не называй меня мастером. Ты не оправдал ожиданий. Я не могу помочь тебе. Я умываю руки…
«Вот, вот, и они так же говорили!» - Человек заскрипел зубами. – «А толку – сколько ни умывай руки, вода ничего не смоет. Она могла омыть только его руки, смыть с них грязь и пыль. Только ему было дано это право – и за то назначена ему великая казнь…»
Со стола медленно слетел лист, упав, как нарочно, прямо перед глазами сидящего. Тот всмотрелся. На листе медленно проступили слова: «Более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу…»
…Белый свет приблизился, прожег веки, вонзился в мозг. Он открыл глаза, неловко шевельнул рукой. Сидящая рядом женщина, уловив это движение, начала мелко вздрагивать и наконец заплакала.
- Иванушка… Все будет хорошо. Очнулся, родной… - тихо шептала она, поглаживая его руку.
- Где я? – перед глазами у больного все расплылось и долго не могло сфокусироваться.
- Лежи, лежи, не шевелись. Доктор сказал, поначалу не надо резких движений.
Он опять прикрыл глаза. В памяти был глухой провал. Только откуда-то наплывали видения почти пустой комнаты с сундуком, жесткой кроватью, картиной и зеркалом на стене. Да еще листы – желтоватые, исписанные. И голоса за стеной.
- Иванушка, все будет хорошо, – повторяла женщина. – тебя прооперировали, доктор сказал, заживет все и будешь опять как новенький.
- Я помню только воду…
- И не надо помнить, не надо, родной.
- Погоди. Что со мной? Почему я здесь?
- В поход ты ходил, на Быстрицу свою. Говорил, что наизусть ее уже знаешь…
Он вспомнил. Не надо было в ту реку дважды входить. Нельзя реки наизусть знать. Да-аа… Зачем же он бежал от своей вины? Надо было сесть, поговорить… Ведь все можно было исправить! Он закрыл глаза, успокоившись. А, может быть, все именно сейчас и изменится? Как угадать, какая река позволит войти в нее дважды?
Последнее, что он запомнил, прежде чем провалиться в здоровый сон, был горячий шепот Ольги, не то молившейся, не то кого-то страстно заклинавшей: «И чтобы все стало как было…»
 

Примечание - курсивом даны цитаты из "Мастера и Маргариты" М.Булгакова.
Copyright: Валентин Алексеев, 2009
Свидетельство о публикации №196687
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.05.2009 00:47

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Гурьева Татьяна (Рутенко Та)[ 28.01.2009 ]
   Такой интересный переход получился от Иешуа. Сравнение кровь- вода произвело впечатление.
   Тема старая, но в новом прочтении...После рассказа хочется входить в реку до тех пор, пока не окажешься в нужном месте...
 
Валентин Алексеев[ 28.01.2009 ]
   Спасибо, Татьяна.
Ольга Грушевская[ 28.01.2009 ]
   Повторяю то, что дала на форуме в блице.
   Поначалу я попыталась увидеть в Иванушке и Ольге исторических персонажей, но погорячилась, наверное, все проще, хотя смутили «Иванушка», «заклинавшая» Ольга, речь Ольги - стилизованная. Но время все-таки нынешнее…
   Работа маленькая, но пласты и поворот темы глобальный, вот так автор замахнулся, правда, чуть облегчая читателю направление – куда смотреть? А все туда же – лучшего направления человечество еще не придумало. «Кольнули запястья, щиколотки» - так, зацепка понятна, «мастер», «рукопись» – знакомые отголоски. Это так чувствует автор или идет на поводу у читателя, прибегая к любимому ныне материалу для своей темы? Или здесь вообще речь идет о коллективном опыте и его отголосках в каждом из нас? Шучу.
   Выше поднимался вопрос, чего не хватает или что лишнее. Не хватает самого главного героя – того, кто прооперирован, а его жена Ольга очень лубочная, даны как бы две маски, что под ними - не до конца читателю понятно. можно трактовать по-разному. Кроме того, не до конца понятно, почему и зачем автор «снит» своему герою такой сон. Пришло время? Возникли вопросы? Здесь что-то хочется уточнить, хочется узнать о герое побольше - кратко, пунктирно, но необходимо понять оправданность такого видения.
   Но работа, в целом, достойная, двуплановая, очень сильная по своей эмоциональности (в меру – мужской), и тема "в одну реку….» тоже видится под двумя разными углами. «Более всего он ненавидит…» - производит впечатление.
   Стилистически выдержана полностью, несмотря на ощутимую эмоциональную доминанту в повествовании, которая порой мешает читательскому восприятию – здесь же все сбалансировано.
   И… все-таки вопрос остается – что это за вина? Вина априори?
 
Валентин Алексеев[ 29.01.2009 ]
   Ольга, замечания мне очень пригодятся. Ваши вопросы позволили взглянуть несколько отстраненно. И я согласен - есть куда совершенствовать текст.
   
   Огромное спасибо!
Эдуард Караш[ 28.01.2009 ]
   Рассказ производит хорошее впечатление, в первую очередь тем, что заставляет задуматься над его истоками. Из откликов ранее отозвавшихся авторов следует, что понимание сути идёт разными путями. Очевидна связь Иванушки с булгаковским Иешуа, но КАКАЯ? Мне, например, Иванушка представился Иисусом в своей второй (или н-ной) жизни, и в этом смысле рассказ - отвечающим теме конкурса. Ибо нет смысла буквально входить в одну текущую реку, чтобы подтвердить справедливость сентенции о реке.
   Из мелких придирок могу заметить, что неясно, больной Иван сидит или лежит, и что ему оперировали, т. к. знакомые покалывания в запястьях и щиколотках (ступнях?) - отголоски боли в первой жизни.
   В целом, рассказ заслуживает высокой оценки
   Э.К.
 
Валентин Алексеев[ 29.01.2009 ]
   Эдуард, благодарю!
   
   Что касается связи - мне хотелось, чтобы у каждого читателя возникла своя связь. Свои ассоциативные ряды.
   
   С уважением,
Мария Сидлер[ 29.01.2009 ]
   Томлением и ожиданием чего-то светлого подернулась душа с первых строк этого рассказа. Потому как невидимый ветерок принес отголос произведения более всего любимого мною.... Нет. Все было не так... Именно сюжетная линия Иешуа-игемон в романе М.Булгагова "Мастер и Маргарита" вызывала во мне трепет какой-то очень потаенной. очень личной части души. Поэтому и этот отрывок не смог оставить меня равнодушной.
   Сильные строны. Раскрытие темы блиц-конкурса. Это наиболее сопостовимо и в то же время оригинальное прочтение древней мудрости " нельзя войти в одну реку дважды", поскольку " значение имеет только тот раз – единственно правильный, незапятнанный, поворотный. И целомудренный…»"­;­
   Второе воплощение Иешуа в Иванушке неоспоримо.
   Очень интересено переплетение двух эпох, двух точек соприкосновения, двух углов ракрытия темы (ТА вода и обычная речка Быстрица, на которой и покалечился главный герой). И это тоже так по-булгаковски (В "МиМ" три сюжетных линии). В рассказе естьнамек на третью сюжетную линию: "Зачем же он бежал от своей вины? Надо было сесть, поговорить… Ведь все можно было исправить! " Вероятно, это отношения с Ольгой.
   Язык повествования очень выдержан полностью в заданом автором стиле и очень напоминает ТОТ САМЫЙ, Булгаковский.
   
   Слабые стороны. Конечно, замах у автора не на рассказ, а минимум на повесть. Нельзя уложить эдакие пласты временные в 5000 знаков. Посему вызывает некое сожаление недосказанность то в одном, то в другом месте. Например, в упомянутых выше отношениях с Ольгой. Какая вина? Отчего он сбежал на Быстрицу? Почему Ольга молит:«И чтобы все стало как было…» Да и в первой части рассказа тоже хотелось бы более развернутого повествования.
   "Резанула"­ глаз одна фраза:
   "...в изнеможении уронив голову на сложенные на поверхности стола руки.." : на-на....
   
   Спасибо, Мария
 
Валентин Алексеев[ 03.02.2009 ]
   Благодарствую!
   
   Я уже написал некоторые ответы в теме блица, так что здесь повторяться не буду. Но Ваш взгляд на экспромт меня порадовал.
   
   С уважением,
Александра Стомонахова[ 20.02.2009 ]
   ...О пустом пишешь, суесловно и бессмысленно. Истины нет в твоих ... "
   А что есть истина для писателя, а для читателя?!
   Глубоко и емко.
    Владимир, удачи!
   С уважением, А.С.
 
Валентин Алексеев[ 20.02.2009 ]
   Мне кажется, что каждый должен дать ответ себе. Вопрос о конкретности истины здесь не имеет значения.
   
   P.S. Я, увы, не Владимир.
   
   С уважением,
Александра Стомонахова[ 20.02.2009 ]
   Валентин, приношу свои извинения. И простите, если чем-то огорчила.
   С уважением, А.С.

Буфет.
Истории за нашим столом
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместно с Клубом Красного Кота
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов