Кабачок "12 стульев" и журнал с одноименным названием приглашают










Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Вместо обращения к Воланду
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Уваркина Ольга
Объем: 12920 [ символов ]
Моя Майя Румянцева
Моя Майя Румянцева
(27.12.1928 г. – 21.03.1980 г.)
 
К 80 – летию со дня рождения поэтессы Майи Александровны Румянцевой
 
Теперь всё чаще оглядываясь в своё прошлое, давно ушедшие годы юности, пытаюсь понять и найти те истоки и нити, что привели меня в поэзию, дали возможность полюбить это вид творчества и стали той самой невидимой энергетикой дыхания слова, благодаря которой я сама начала писать стихи.
Конечно, поэзия Майи Румянцевой не была единственной причиной, определившей мой выбор, но заслуга её в этом весьма значительна.
В моих руках тоненькая книжечка «Библиотечка избранной поэзии» издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1969 г. стоимостью 12 копеек. Всего 30, уже пожелтевших от времени страниц. Так мало и, одновременно, много, - большая часть жизни Майи.
Думаю, вряд ли у кого сохранилось такое прижизненное издание поэтессы. Со мной этот сборник «кочевал» и переселялся столько лет из квартиры в квартиру. Многое, из хранимой литературы было утеряно, роздано знакомым и в районные библиотеки, но эта книжица дорогая моему сердцу, сохранилась, как реликвия и память о замечательной поэтессе.
 
«Румянцева Майя Александровна (1928-1980). Родилась в Москве. Работала грузчицей, лаборанткой в Академии имени Тимирязева, училась в Литературном институте имени Горького – в семинаре И. Сельвинского, который в одной из своих книг упоминает М. Румянцеву в числе талантливых поэтов».
Это краткая сводка со страниц Интернета для знакомства с теми, кто не слышал или не знает о Майе Румянцевой. Я хочу пройти вместе с Вами по страницам домашнего сборника и представить поэзию Майи, попутно вставляя небольшие ремарки о своём видении и понимании темы и образов стихотворений.
 
У памятника Ленину
 
Над площадями ты вставал живой,
В распахнутом пальто, с открытой головой.
И от империи летели перья.
Была империя – и нет империи.
…Последний самодур с шальной пролётной тройки
Бросает пятаки, как на помин души.
Последний фабрикант под бурю забастовки
Последние считает барыши.
И глаз заплаканный притихшего притона
В последний раз униженно качается.
И царь – уже не царь. И царство – вне закона…
Великая империя кончается.
……………………………………..
На перекрёстке четырёх ветров
Ладонь твоя широкая застыла…
…Я подойду.
Я застегну твоё пальто,
Чтобы тебе
Теплее было…
 
Это первое стихотворение в сборнике. Вполне понятно по тематике – почему. Было такое время… Впрочем, мало что изменилось в отношении к «вождям» и сейчас. Могу предвидеть некоторый сарказм со стороны несогласных в том, что стихотворение коньюктурно по своей сути и, значит, неискренне. Отвечу: и да, и нет. Да, потому что это не самая необходимая тема для поэзии и некоторым образом – «входной билет» для публикации. Нет, оттого, что написано открыто, с теплом и верой, которая была, была…Стихотворение Майи о Ленине не избито пошлыми штампами, коими в те времена грешили многие известные поэты.
Сейчас вольно рассуждать, когда порушено и подвергнуто остракизму всё, что было свято в доперестроечные годы. Я, как и Майя, жила в те годы такими же мыслями и той же верой…
 
На площади Маяковского
 
Маяковский! Такая боль!
Такая боль…Маяковский…
С такою болью к тебе только.
Как будто на раны насыпали соль,
Как будто по сердцу
Сухою коркой.
Любовь тебя, такую громаду,
Скрутила в гранит, изломала в память.
Любовь – это уличная баррикада,
И в ней уязвимым падать.
Мне трудно.
Мне б крикнуть вдоль улицы людной:
«Плачьте, люди! Люди, молчите…
Любовь умирает,
…….большая и трудная,
Труднее любых великих открытий.
Здесь слёз не сдержу и обиды не спрячу –
Тебя ведь тоже при жизни намучило.
И ты любил, смешно и незряче,
И, тоже, наверно, не самых лучших.
Когда?.. Кому.. И зачем ты выменял
Смерть
На несказанных слов паутину?..
Ты помнишь её с озёрным именем,
С фамилией, похожей на бригантину.
Рукам уплывать… тихо, как в штиле.
Всякому чувству приходит крах!
Петля начинается с рук любимых.
Кончается где – то…на чердаках.
С тела любимой начинается неистовая,
Эта трёхмачтовая тоска!
Губы любимой – начало выстрела,
Конец – в тебе… у виска.
Пришла я к тебе ото всех неверных.
Пришла как крик и пришла как месть.
Какой жестокий влюблённый первым
Придумал назначить свидание здесь?..
Приходят ждать под твою ладонь,
Целуются рядом с твоим отчаяньем,
Не понимая, что ты - это боль
Несостоявшегося в Париже
……………………..свидания.
Ночь простою, простою до рассвета,
Всех живых в эту ночь разлюбя.
…..Если таких, как ты, нету,
К кому и зачем идти от тебя?..
Возле тебя проброжу неприкаянно,
Под тенью твоей буду греться и стыть…
Тебя – большого,
……….убитого
…………………..каменного –
За всех нелюбивших
Буду любить…
 
Это моё самое любимое майино стихотворение. Не удержалась – привела текст полностью… Когда я впервые читала это стихотворение, моих знаний о жизни и трагической гибели замечательного поэта Маяковского было явно недостаточно. Пожалуй, всё ограничивалось школьной программой, но сочинения по гражданской лирике Маяковского я писала исправно. Слова Майи стали для меня взрывом, открытием, женской сопричастностью в любви и состраданием к трагической гибели Маяковского
 
Бессонница.
 
Я до кончиков пальцев не злая,
Очень добрая я с тобой.
Я до муки, до боли не знаю,
Есть ли ты или выдуман мной…
И приходят рассветы в город,
Очень трезвые, с третьими лишними.
И теряется что – то гордое
Каждым утром под этими крышами.
Почему ты прощаешься молча
Здесь на улице неуютной?..
Хоть два слова, из сказанных ночью,
Повторил бы ты в это утро…
Я бы трижды назад оглянулась,
Наизусть запомнив, навечно.
Но молчанье рождает грубость –
И во мне умирает женщина…
…………………………….
********
Дай явь, как сон.
Явись ко мне.
За все разлуки дай награду.
Как на ворованном коне,
Ворвись с глазами конокрада.
……………………………….
Я перепутаю часы,
Я перепутаю все даты.
Я буду путать явь и сны,
И все рассветы и закаты.
Спешит земля, кружат леса,
Дрожит навстречу древний ветер.
Дай удаль мне, и дай глаза,
И ночь одну из тех столетий…
 
Чайка
Я приходила к морю, я видала,
Как крылья чаек беспокойны и тревожны,
Когда над морем ожиданье шквала,
Как прикрывают они море настороженно,
И как они чернеют в час моряны,
И, перья распластав, кричат от горя,
И как они над тихим морем пьяны,
Зовут, зовут
С собою в небо море…
…………………………
Как к морю, я приду к тебе босая,
Прильну доверчиво к глубинам вод…
…Скажи, а чайки тоже умирают,
Когда их море
………………….предаёт?..
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,,,
 
Любовная лирика Майи Румянцевой дышит теплотой нерастраченности чувств и женской нежностью. Она разная. От тихой задумчивости сомнений до бурных фантазий, не воплощённых в жизнь. Ценность этой поэзии для меня в том, что автор пишет не только светло и красиво, но и предельно открыто о своём самом сокровенном. Не покидает мысль об исповедальности майиного чувства любви перед читателем…
 
Пожалуй, самое известное для широкой публики, стихотворение Майи Румянцевой – это «Баллада о седых»:
 
Говорят, нынче в моде седые волосы.
И «седеет» бездумно молодость,
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
……………………………..
Память, стой….Замри…. Это надо.
То – из жизни моей, не из книжки.
…Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его, очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток…
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,
Эх ты, модница, злая молодость,
Над улыбкой - седая прядь…
…Это даже похоже на подлость –
За полтинник седою стать.
 
Майя Румянцева принадлежит к поколению детей войны. Вряд ли теперь эти строки могут иметь такую же актуальность и вызывать восхищение, спустя полвека у нынешней молодёжи, никогда не видевшей войны и воспитанной в духе свободы нравов. Нам, родившимся вскоре после окончания войны, эта тема была близка прежде всего своим гражданским звучанием против пошлости в моде, против душевной чёрствости…
 
Красота
 
……………………
Были очи черней, чем уголь.
Были брови – тревожное чудо.
Забиралась я в дальний угол.
На него смотрела оттуда.
В десять лет красота непонятным,
Чем – то будущим заволнует.
Выходил он, высокий и ладный,
Под улыбку свою озорную.
А в ресницах запуталось лихо.
И гитары небрежный звон.
И мужья, ревниво окликнув,
Уводили из клуба жён.
Брови – ломаны, кверху рвутся,
Да над струнами пальцы бьются,
По ладам бегут в высоту:
«Полюби меня, Маруся!
Полюби за красоту!»
 
****
Небо – чёрное…Небо – грозное…
Фронтовые дальние выстрелы.
В эшелоне под стук колёсный
Уезжать далеко трактористу
И вернуться зимой домой…
Вместо ног – два обрубка квадрата.
И лицо всё ожогами смято.
Где ж девалась твоя высота?..
Где ж девалась твоя красота?..
И когда он пил до угару,
То кричал: »Для чего мне жить?!»-
И за гриф, как за глотку гитару,
Словно хочет её задушить.
И по ветру бросал её кручено,
Телогрейку рванув с плеча,
И катался по снегу жгучему,
И, в сугробы уткнувшись, кричал…
…Тяжесть века и горе века –
На земле плачет полчеловека.
И не струны, а стоны рвутся
И слова с тоской в пустоту:
»Полюби …меня…Маруся…
Полюби…за … красоту…»
 
***
Нет, мы его не оплакивали,
А всем селом поднимали.
Протезы, желты как факелы,
Яростно полыхали.
И от нег не водкой,
А новою кожей пахло.
И шёл он походкой тяжёлой,
Волнуясь, полем непаханым.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
И сотни глаз нараспашку
Глядели на нового Пашку.
И сам в себе открывал он
И силу и широту…
…Полюби его, Маруся.
Полюби. За красоту!
 
Ещё одна тема, как эхо прошедшей войны, в которой не только и не столько о красоте внешней, как о красоте духа человеческого, сумевшего преодолеть боль увечья и кажущейся ненужности для рода людского. Это быль. Оттого более ценна и прекрасна, в поэтическом исполнении. Стихотворение посвящено Николаю Тишакову.
Более всего мне импонируют строки Майи о неравнодушии окружающего мира, а именно селян, к беде тракториста Пашки: » Нет. Мы его не оплакивали, а всем селом поднимали…» Дорогого стоят те люди и то время! Есть - над чем поразмыслить нам, сегодняшним…
Почему – то, вспомнилось вот это.
Во дворе моего детства жил внешне похожий на Пашку, на того, чьи «брови - тревожное чудо», молодой мужчина – калека без обеих ног. Ноги он потерял тоже на войне, но красота лица осталась. Как его звали, я уже не помню. Не знаю также, чем он занимался.
Никогда рядом с ним я никогда не видела близкого человека, но он был добр и улыбчив…
 
Протест
Сирены с гарью доносил мне ветер.
Качало от бомбёжки фотографии.
Война – со стен смеялись дети.
Война – живые дети плакали…
А где –то фрау по мужьям томились,
Надев трофейные надушенные кофты.
И девочка печальная из Витебска
Им молча подносила чёрный кофе.
И фрау говорили о России
И становились и надменнее и злее.
Перчатки на руках своих носили
Из кожи русских, украинцев и евреев.
Ходили фрау часто на спектакли,
В антрактах шоколад лениво ели,
И об актёрах спорили в антрактах,
И сумасшедшую Офелию жалели.
А мне в то время – трудная Россия,
И от трагедий – по спине мурашки.
И рядом
………..сумасшедшая Мария
Хохочет над могилою так страшно…
И мне смотреть невыносимо просто,
Как с костылями он идёт
…………………………вагоном тесным,
И даже ночью
……………………он приснится после,
Весь из бинтов, из дерева и песни…
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
…К нам до сих пор
……………..с расстрелов возвращаются,
Не только не живые, а… гранитные.
Стоят не горькие,
…………………..а гордые и сильные
Нам целый век ещё
……………………….с войны встречать их.
Я нынче протестую от России
Всей силою её и всей печалью!
Я к ним иду,
Чтобы склониться ниц,
Чтоб положить цветы у ног
…………………………..гранитных.
Я приговариваю к смерти всех убийц!
Я приговариваю к жизни
Всех
………убитых!
 
Стоит ли комментировать это стихотворение, исполненное великой гражданской мужественностью, болью за Россию за всех людей доброй воли, героев, павших на Великой Отечественной? Всё, всё, каждая высказанная строка, пропущены через сердце, выстрадано каждым словом и рифмой. Оставлено нам, чтобы помнили…
 
Произведения других поэтов, ранее - Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Друниной, Р. Казаковой, Я. Смелякова, Н. Заболоцкого О. Бергольц, Б. Окуджавы, позднее - в ксерокопиях А. Ахматовой, М. Цветаевой, Саши Чёрного, Б. Пастернака, О. Мандельштама и многие – многие, кого здесь не называю, будут прочитаны и оценены мною после. По исследованию творчества этих поэтов написано много критических статей и эссе.
Своим воспоминанием о поэзии Майи Румянцевой я не претендую на литературную работу, скорее это мемуары. Мне просто очень захотелось рассказать вам, любителям поэзии, о замечательной поэтессе прошлого века подборкой её стихов.
Я не прощаюсь с тобой, Майя – певчая птица моей далёкой юности, подарившей мне свой голос на всю жизнь.
Я помню тебя, Майя Александровна!
Copyright: Уваркина Ольга, 2008
Свидетельство о публикации №192375
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20.12.2008 17:35

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Тезисы к 6-му Съезду МСП и его решения
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Положение о проекте
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов