Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Игорь Лукшт
Объем: 100 [ строк ]
Кузница
Замёрзший старый пруд. Метёлки камышей
бессонно шелестят над спящими снегами,
бранчливо ворошит шишиговый пергамент
лютующий в глуши студёный зимовей.
Над краем горемык - гортанный враний крик…
От стылых полыней, кромимых рыбарями,
завьюжена тропа до кузницы моей,
чей сумрачный хребет слоистый дым обрамил.
 
Тори привычный путь, снежинами шурша,
влекись, душа моя, к зимующей храмине.
Пусть зверь с косым зрачком загривный клок щетинит,
и петли на дверях скрипучестью грешат,
пусть угольный божок повычернил порог –
толкни входную дверь…В зияющих глубинах
мерцают в полумгле – печь, охристо-рыжа,
и блёкнущий витраж оконной крестовины.
 
Мятущихся теней и шорохов полна,
багряных шелушин и запахов плавильных,
волшбы и ремесла дремучая бродильня
ждёт звона молотков в дремоте полусна.
И розовой волной, зыбящей, как прибой -
над плешью верстака, где шабер и напильник,
где челюсти тисов целует тишина -
кузнечный жар течёт в свету паникадильном.
 
Он, патину воды дыханьем возмутив,
в лохани пробудил стихии колыханье,
как сахар заискрил кожух ли, потроха ли
точильных жерновов - угрюмый абразив.
Волненье расточив, жар вышел из печи,
окрасил точный мир слесарных волхований,
краплачными вспорхнул на полку петухами,
зубил и бородков бока искровенив.
 
Ворчанье сквозняков да утвари долдонь -
покой разворошён сезонною заботой…
Хмельные лоскуты колебля над шамотом,
камлает и бубнит шаманистый огонь
под грай воздушных струй … В горнило ветродуй
давленье подаёт, забыв про сон и отдых, -
качает в магистраль небесные пустоты
невидимых мехов хрипатая гармонь.
 
А в угольной лузге, в пурпурном пироге
колышется желе тяжёлого железа,
ярится и дрожит в уколах алых лезвий,
покорных козням струй и грозной кочерге…
Но входит бог – кузнец, по прозвищу Скворец,
о чьих больших руках в ночи кувалды грезят,
булыжинами глаз, серьёзный и тверезый,
оценивает цвет каленья в очаге.
 
Поводит головой до лепета хрящей,
морщинит плотный лоб с косой полоской сажи
и мощно ворошит букет стальных клещей,
чьих губ изгиб ему - весьма немаловажен.
Ну, с богом!
Жаркий ком, губастыми несом,
В пейзаже мастерской вершит полёт лебяжий.
Занозистым словцом подручных будоража,
Слепящий чертит шлейф весёлый чародей.
 
Умелец! С детства он подковы рисовал…
На том конце дуги, изысканно-лекальной,
блестящий, с рябиной от чмоканья кувалд -
их ждёт калёный лоб двурогой наковальни.
Кузнец берёт ручник – первосозданья миг –
легко кладёт удар, как слово на скрижаль, и
в ответ ему гремлю c оттяжкою кинжальной…
“Подручный, не зевай!”… Кимвальной меди гвалт -
 
что козий бубенец иль звяканье колец
пред басом громовым “малышки мариванны”,
как ласково зовёт кувалду мой кузнец
за песенность души и говор нежеманный.
Сдержи слезу скупую – два молота воркуют:
“Дай-ка, Маня! – На-ка, Ваня! - Дай-ка, Маня! - На-ка, Ваня! -
Жарче, золотце, целуй! – Приударь, жених, желанный,
сладим чадо, наконец!”
 
О, тайны ремесла! Счастливый тот словарь -
гладилка, рог, шперак, протяжка ли, подсечка…
Пусть водка, глад, бунтарь, пусть разорён алтарь –
два молота гудят, как колокол на вече.
Дурны ль твои цари – твори, кузнец, твори!
Сквозь техногенный век, кровавый, быстротечный,
над родиной твоей и ныне, как и встарь,
гимн тщанию плывёт над сонмами наречий,
 
над грустью деревень и смогом городов…
В ответ, как эхо, звон: узорные ограды,
ворота, фонари, ажуры флюгеров,
и косы, и плуги, и тихие лампады -
благодарят тебя за милость бытия…
Кузнец основу гнёт и завитком нарядит:
крестьянская ль кровать, лоза ли для гербов -
рождаются в огне и грохоте, и чаде…
 
Задымленный шатёр над печью горновой
копчёною ноздрёй с гудением смычковым
вытягивает гарь на воздух слюдяной.
Дым клубами валит пуховых чепуховин -
всё выше к облакам, к небесным янтарям…
Внизу, в глухих снегах – плывут облатки кровель…
Но слышно сквозь ветра, сквозь шёпот ледяной
дыхание эпох – не спит усердный коваль…
 
Обузданных стихий угрозный говорок
бодрит Царя ремёсел – творит весёлый бог!
 
Конкурсная тема: "Славянская душа"
Дата публикации: 27.05.2012 00:01
Предыдущее: Леса в НахабинеСледующее: Босоножка

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Власенко Ирина Владимировна[ 29.06.2008 ]
   На мой взгляд, неоправданное обилие специальной, архаичной и просто ветхой лексики делает это стихотворение исключительно тяжеловесным для восприятия.
 
Игорь Лукшт[ 30.06.2008 ]
   Уважаемая Ирина Владимировна, я тронут внимательным прочтением Вами моего скромного опуса и благодарю Вас за желание поделиться со мной Вашим впечатлением. Для меня особенно важно, что Вы филолог, что придаёт несомненную глубину высказанному суждению. Единственно, что может помочь в такой ситуации читателю, увы, мне кажется, - попытаться ещё раз прочитать трудное для восприятия место и соотнести со словарём незнакомые термины. Был бы Вам признателен за совет, как именно Вы рекомендуете написать стих на эту тему и какие термины предлагаете применять. Заранее приношу извинения за беспокойство, душевное спасибо - Игорь.
Евгения Кузнецова[ 02.07.2008 ]
   Да уж! От обилия узкоспециальных слов меня тоже периодически "выключало"­;.­ Но "мы трудностей не боимся". Зато как звучит волебно! Завораживающе!
   Для филологов - да, наверно кладезь! "Протоптана тропа" - скороговорка, обилие шипящих в начале... Для меня же очередной пример, как надо правильно нарушать правила:))))
 
Игорь Лукшт[ 13.07.2008 ]
   “Не грациозен, словно спящий,
   Но барельефен и матёр,
   Дам впечатлительных дразнящий,
   Под лампой тело распростер”…
   Честно говоря, когда пишешь, мало думаешь о том, собственно, для какого читателя это делаешь – жизнь Cлова так непредсказуема. Вот и на этот раз, при написании “Кузницы”, никаких надежд у меня, конечно, не было завоевать приязнь или, тем паче, признание прекрасных, искусных в слове, поэтесс нашего замечательного сайта. Понятно, что все эти узкоспециальные термины: молотки, зубила, бородки, кувалды, - весь этот варварский железный хлам, назначение, а потому и смысл которого непонятен нормально лексически развитому поэту, а иной раз, страшно сказать, и филологу, так вот вся эта фанаберия абсолютно неоправданна, неуместна и потому дурна в стихосложении, чрезвычайно затрудняя для возвышенной души возможности лёгкого небесного полёта.
   “И опять уношусь, и опять налегке, словно гуру,
   Лишь подтаяв слегка – расставанья блюдут мне фигуру.
   Только в памяти слепок прощальный, застывший случайно.
   Мой отлет ведь не смерть, только лишь каламбур о летальном.
   Белый лайнер на взлет, и в моей голове перегрузка”…
    Здравствуйте, уважаемая Евгения Кузнецова, благодарю вас за рецензию, извините, что возвращаю Вас из поднебесия, рад знакомству c Вашими творениями, которые, не сомневайтесь!, наставят меня на путь правильного писания. По наивности и неразумению своему, надеялся, что носительница столь гордой и подходящей случаю фамилии всячески поддержит мои скромные опыты, но, видно, не судьба - из Вашей любезной рецензии я понял, что несколько обременил и раздражил Ваше чувство прекрасного – простите великодушно :) Весьма загадочна для меня суть фразы, завершающей горячий отклик Вашей поэтической души – был бы рад объяснению, с уважением – Игорь.
Евгения Кузнецова[ 14.07.2008 ]
   Доброе утро, Игорь!
   На самом деле, стих Ваш мне очень понравился.
   Я очень удивлена тем, как Вы прочли мой комментарий. Была бы рада его удалить, но не могу уничтожить Ваш труд, касающийся впечатлений от моих "работ".
   Что касается упомянутых мной филологов. Уж простите, подсмотрела в предыдущий комментарий.
   И мне кажется, я не забыла сказать, что несмотря на обилие специальных терминов, звучит великолепно. Я, мне помнится, сказала завораживающе.
   Ваша отповедь, поверьте, для меня вдвойне полезна. Во-первых, я действительно за эмоциональностью забываю о политкоректности. А во-вторых, теперь знаю, как в обществе политкорректных поэтов и поэтесс безошибочно нарваться на искреннее мнение.
   Впредь, обещаю воздержаться от безголовых эмоциональных всплесков в вашу сторону.
   Примите мои извинения за косноязыкость.
Игорь Лукшт[ 15.07.2008 ]
   Добрый вечер, Евгения, спасибо за любезность разъяснения непонятых чёрствой душой сердечных строк Вашего послания. Несказанно удивлён тем досадным обстоятельством, что Вы неприятно удивлены моей трактовкой Вашего комментария. Как оказалось, на самом деле, стих мой Вам очень понравился. – простите великодушно :))) За непонятливость свою приношу Вам ответные извинения,. Пытаясь как-то оправдаться за своё неразумение,. обращусь к тексту.
   Его начало: ” Да уж! От обилия узкоспециальных слов меня тоже периодически "выключало"­;.­ Но "мы трудностей не боимся"” – откровенно говоря, не произвело на меня впечатление душевной похвалы.
    Как-то, надежда -“А вдруг понравилось?” – вспыхнула в моём взволнованном сердце, когда я прочитал следующую строку: “Зато как звучит волшебно! Завораживающе!” Но Вы тут же разъяснили – “ Для филологов - да, наверно кладезь! "Протоптана тропа" - скороговорка, обилие шипящих в начале... Для меня же очередной пример, как надо правильно нарушать правила:)))) - ВСЁ!
    Что здесь написано? - Для филологов это, наверно, и интересно – шипящие, скороговорки – но нас то на мякине не проведёшь, мы то усматриваем здесь (в который раз!) нарушения правил. Оригинальная похвала, нечего сказать, ведь в контексте начальной и завершающей фраз Ваше “Завораживающе!” – читается, как нескрываемая ирония
    Не совсем понимаю значение слова ” Политкорректность”, неожиданно возникшего в ходе нашей беседы.
    - “ Во-первых, я действительно за эмоциональностью забываю о политкоректности. А во-вторых, теперь знаю, как в обществе политкорректных поэтов и поэтесс безошибочно нарваться на искреннее мнение.”
   Вы не объясните мне, неразумному, о чём это Вы? Кто это - политкорректные поэты и поэтессы, и кто, собственно, безошибочно нарвался на искреннее мнение? Вы? Я? Чьё – моё? Ваше? Вообще, причём здесь искренность, разве в ходе беседы чья-либо искренность подвергалась сомнению? К сожалению, я не могу напрямую усматривать процессов, происходящих в Ваших голове и сердце, информация же, которую вы мне сообщаете, зачастую не совсем мне понятна и однозначна.
    Если же Вы просто хотите сказать, что стих понравился, то я благодарю Вас сердечно за внимание и похвалу. Игорь
Евгения Кузнецова[ 15.07.2008 ]
   Доброе утро, Игорь!
   Про правила объяснить я могу.
   В давние-давние времена, когда филологи и критики ещё не считали меня безнадежной, они очень любили разодрать стих по кусочку в комментариях (конечно), густо пересыпав "правилами"­;,­ которые я нарушила. Тренирвались, наверно. :))) Как я пишу, так и критиковали. А потом.... Ну, это было потом.
   Я не собиралась переносить это никоим образом на Вас. Простите, вышло по инерции. Просто нашла хороший текст... как довод в свою пользу. Вот на радостях и написала. Я же сказала: больше не буду.
   О политкорректности:
   в словарях ещё только пытаются дать толкование этого слова. Грубо говоря - это осознанный контроль за поведением и речью под лозунгом "не обидь того, кому и так плохо", а на самом деле, под страхом за косноязычие (или даже за называние вещей своими именами) оказаться в суде по делу о защите чести и достоинства. Хотя, уже очень распространены словари политкорректности, где одни термины заменяют другими, чтобы нечаянно не обидеть.
   :))) А на мнение нарвалась я. Я его вывела из Вашего, я думаю, сарказма. Но тут речь совсем не обо мне. Я и так уже злоупотребляю Вашим терпением.

Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта