Наши юбиляры
Татьяна Ярцева
Поздравления юбиляру
И это все о ней.
Информация к размышлению








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Конкурсы Клуба Красного Кота
Мой смешной любимец
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Карен Агамирзоев (Tulli)
Объем: 6309 [ символов ]
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ МУДРОСТЬ
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ МУДРОСТЬ
 
(по мотивам Книги Екклесиаста и карело-финского эпоса «Кантелетар»)
 
Толстый Ботус, властный царь карельских племен, в последние годы жизни был очень недоверчив и подозрителен ко всему новому и неизвестному. Ему постоянно казалось, что все его обманывают, крадут его имущество и в любой момент готовы предать. На-людях царь был страстно верующим, но на самом деле не верил и не боялся Бога, но очень боялся предсказаний лукавых царских патьяшек. От страха и ненависти его лицо становилось пунцовым, губы серели, а глаза наливались кровью. Особенно часто доставалось молодому работнику Критису. Как-то раз зимней порой приехал царь из студеной земли Саамы, что намного дальше туманной Лапланды. Соскочил с жеребца, кинул поводья работнику Критису, грозно прорычал:
-Ну-ка, подлый раб мой, Критис, напои коня гнедого, напои водой, водой студеной, с дальней проруби озерной. Если, раб ничтожный, Критис, ты застудишь мне коня, жизнь свою закончишь, Критис, в черной проруби смердя.
Кинулся жалкий Критис к дальней проруби и стал пешней разрушать лед, который покрыл прорубь толстым слоем. Долго трудился Критис, выбирая из огромной проруби остатки льда, пока не очистилась студеная черная вода. «Злой. Очень злой царь карельский» – думал о царе Критис, – «ведь студеной водой можно насмерть заморить гнедого». Гнедой жадно пил ледяную воду, широко раздувая покрытые инеем ноздри, и доверчиво смотрел в глаза рабу. Юноша стал на колени и обратился к небесам:
-Боже ясный, сохрани гнедого и меня, тебя любящего, тебя боящего. Покарай Боже, царя карельского, заповеди Божьи не соблюдающего.
Словно услышав мысли юноши, выскочил царь карельский на берег озера. Снова над заснеженным озером пронесся царский рык:
-Ну-ка, подлый раб мой, Критис, отгадай мою загадку: кто умрет сегодня первым - конь иль ты, проклятый Критис, раб ничтожный, божья тварь.
Несчастный Критис в растерянности обратил взор на небо. Каково было его изумление, когда он увидел яркую-яркую звездочку, которая только народилась на небосводе, приближалась к Земле и становилась все ярче. Прямой широкий луч новой звезды ловко проник между туч и устремился к дальнему озеру, что затерялось в древних карельских лесах. Новая вера, новая сила овладела духом юноши. Критис твердо ответил надменному царю:
-Видишь, Ботус, Божью метку на карельском небосводе. Бог родился! Бойся Бога, царь карельский. Вспомни заповеди Божьи, не гневи посланца Солнца.
-Сгинь нечистый, Критис жалкий. Мне патьяшки нагадали – верить надо в духа Лемпо, брата Хийси. Ну, а Бог … - пускай живет там, в Туонеле, в царстве мудрых мертвецов.
-Я отныне перестану службу рабскую нести. Сам топись в воде студеной, сам пои коня гнедого. У меня другой хозяин. Я отправлюсь в царство мудрых, в Туонелу, с новым духом. Я свободен!
И ушел вдаль озера по лучу, который струился от великой звезды. Силуэт юноши пропал вдали, а от его духа Божий луч засиял вдвое ярче.
Изумленный Ботус долго смотрел вслед юноши, который посмел восстать против царя, но сил наказать раба Бог ему не дал.
 
Примечания автора.
С целью наиболее доступного понимания представленного на конкурс простенького сюжета, плода моей фантазии, привожу некоторые пояснения важнейших мотивов, послуживших основой для осуществления мной попытки использовать в одной работе наследие заветов (Книги) Екклесиаста и древней карельской эпической поэзии. Два колоссальных шедевра мирового уровня. На первый взгляд, ничего общего. Разные эпохи, разные культуры, совершенно разные пути развития народов от языческих времен до просвещенных веков и современных религий. Именно вековое наследие мировой культуры народов дает мне основание утверждать о некой параллельной мудрости, содержащейся и в заветах Екклесиаста, и в произведениях поэзии калевальской метрики, отражающих библейские сюжеты. На мой взгляд, точек соприкосновения, параллельных точек (да, осознаю, что именно это утверждение само по-себе противоречиво) огромное множество. В устной поэзии калевальской метрики представленный сюжет содержится в руне «Бунт раба». Суть сюжета такова: слуга-раб поил лошадей из прорубы. Неожиданно он заметил новую яркую звезду на небосводе и понял, что в этот момент свободен. Об этом слуга сообщил хозяину и добавил, что больше не служит ему, т.к. появился родился Господь, что подтвердило появление новой звезды. Появление новой звезды на небе связано с легендой о рождении Христа. Признаюсь, что это очень рискованная попытка (на дилетантском уровне) осознания и отображения паралельной мудрости, содержащейся в двух памятниках мировой культуры. Не до коннца уверен в том, имею ли я право вот так, с легкостью, проводить подобные параллели, даже в угоду теме конкурса. До сих пор в сомнениях. Кстати, в работе сделал очередную попытку воспроизведения диалогов единым размером устного калевальского стиха в прозе с чертами архаичности, ритмическими сбоями и повторами, присущими только поэзии калевальской метрики.
Пояснения автора
______
«И возвратится прах в Землю (чем он и был) - а дух возвратился к Богу, Который дал его». Гл.12, п.7 Книги Екклесиаста или Проповедника.
______
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и Заповеди Его соблюдай, потому что в этом - всё для человека». Гл.12, п.7 Книги Екклесиаста или Проповедника.
______
 
Бунт раба. «Кантелетар» (1840-1841, третья часть, руна 6). Эпическая руна, мало исследованная учеными-фольклористами. Записана Эллиасом Лённротом (финским фольклористом 19 века, составителем «Калевалы») от карельского рунопевца Архипы Перттунена в дер.Ладвозеро Кемского уезда Арх.губернии. Однако, в «Калевалу» сюжет не попал. Появление звезды на небосводе олицетворяет рождение Бога, как символа нарождающегося христианства. Новая Звезда понуждает раба отвергнуть старого хозяина, прахом уйти в иной мир, силой своего духа усилить небесную власть нового хозяина всего на земле - Бога.
 
______
 
патьяшки – карельские шаманы средних веков.
Лемпо – нечистый дух леса.
Хийси – черт, мифологическое существо, враждебное человеку.
Туонела – потустороннее царство, царство мертвых, черты которого описаны в карело-финском эпосе «Калевала».
 
© Карен Агамирзоев
декабрь 2007 года
Copyright: Карен Агамирзоев (Tulli), 2009
Свидетельство о публикации №151465
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12.01.2009 23:52

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Надежда Коган[ 09.12.2007 ]
   Очень интересно получилось, Карен! А что до параллелей, то ведь на одной земле живем, одним воздухом дышим и - хочешь-не хочешь, а древняя мудрость тоже имеет общие корни. Ведь и Екклезиаст гневно восставал против угнетения и угнетателей. Он говорил о мудрости маленького человека, спасшего город от захватчиков, и скорбел, что имя его забыто.
   Спасибо за труд!
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 09.12.2007 ]
   Здравствуйте, уважаемая Надежда. Благодарю за понимание и серьезное отношение к теме. У каждого народа тема мудрости, способы получения (добывания) и сохранения мудрых знаний для будущих поколений, звучат по-разномув притчах и легендах. Но эта тема всегда является одной из центральных в истории каждого народа.
   Спасибо за внимание, Карен
Рогочая Людмила[ 21.12.2007 ]
   Глубоко и мудро. Как впрочем и тема, раскрытая Вами. Интересно для меня и познавательно. Спасибо.
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 21.12.2007 ]
   Здравствуйте, уважаемая Людмила. Спасибо за внимание к моей работе и к теме конкурса. Благодарю за Ваше мнение, Карен.
Юрий Канзберг[ 19.12.2008 ]
   "Кинулся жалкий Критис к дальней проруби..."
    Я бы слово "жалкий" не употреблял, потому как буквально через несколько строк этот самый Критис действует как вполне себя понимающая личность.
   У меня вопрос к Вам есть несколько, правда, интимного характера, но уж больно интересно: кто Вы по вероисповеданию будете?
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 19.12.2008 ]
   Делаю вторую попытку написать ответ. Вся страница в красном цвете. Какой-то сбой в программе портала. Извините ...
   
   Здравствуйте, Юрий. Спасибо, что заглянули. Благодарю за вопросы. Вы правильно отметили ту духовную грань, которая позволила Критису из несчастного и жалкого раба превратиться в личность, готовую совершать достойные поступки. Это самое ядро сюжета и смысл притчи, которые позволили мне сделать попыткку раскрытия цели тематического конкурса. Да, это всего лишь попытка. Я давно изучаю формы и методы средневековой поэзии. Калевальская метрика очень сложна. В наш цивилизованный век правильной речи некоторые смысловые повторы-возвраты и архаизмы звучат непривычно. И вообще, современному сознанию трудно познать эпическую поэзию времен язычества, идолопоклонничества и раннего христианства. По крайне мере, сразу познать. Для этого ученые и изучают эпическое наследие разных народов, которые в наше время дошло в некоторых фольклорных формах. Юрий, осознаю, что не все получилось так, как хотелось. Результаты конкурса и рецензия в обзоре подтвердили это.
   
   В отношении вероисповедания. У меня подспудно возник вопрос: а зачем Вам знать? Что это даст Вам? Юрий, вопросы риторические, не обижайтесь. Отвечаю: я не мусульманин, хотя мать азербайджанка. Отец армянин. По своему духу тяготею к христианским началам. Всю жизнь живу в православной стране, и поэтому ближе всего мне православная вера. Вынужден признаться, что к своим 50-ти годам, пройдя много потрясения в жизни, пока так и не пришел осознанно своей веры. Я в пути, Юрий ... Не знаю, удовлетворил ли я Ваш интересе, но уверяю, что ответил искренне.
   
   Спасибо за отзыв и Ваше мнение. С уважением, Карен
Юрий Канзберг[ 19.12.2008 ]
   Добрый вечер. Спасибо, что ответили на мой вопрос. Я почему спросил? Я спросил потому, что с одной стороны Вы находите общие посылки в христианстве и язычестве, против которого христианство всегда яростно боролось, а с другой - явно тяготеете к христианству. А с третьей - у Вас азербайджанская фамилия. Таковы гносеологические корни моего вопроса.
   
   С уважением
   
   Юрий

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
Поговорим о русском языке
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов