Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Николай Ширяев
Объем: 9718 [ символов ]
ИНТЕЛЛИГЕНТНО ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Феномен национальной интеллигенции интересен и неоднозначен. Ее состав и общественные функции для многих слоев общества никогда не были ясны, а значит, и отношение к интеллигенции во многих европейских странах было традиционно настороженным. Кто они, эти интеллигенты, чем они заняты, и заняты ли вообще хоть чем-нибудь, и чего они, в конце концов, добиваются?
Открываю словарь иностранных слов конца 80-х годов и читаю: “Интеллигенция – социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и обладающие необходимым для такого труда специальным образованием (инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства)”. Не самое плохое определение, но и предельно аморфное, чисто социологическое. Скажем, уже простое словосочетание “русская интеллигенция” легко выпархивает за его, казалось бы, ясно очерченные пределы. Для выяснения, что же все-таки реально представляет собой интеллигенция, обратимся к рассмотрению диспозиции ведущих национальных элит.
Никакая стационарная нация не может сколь-нибудь долго существовать без более или менее диффузного существования в ее среде трех национальных элит: политической элиты, интеллектуальной элиты и духовно-нравственной элиты общества. Достаточно убрать хотя бы одну из этих элит, и структура национального общества развалится подобно карточному домику. Можно с большим жаром обсуждать качество этих элит, но отрицать их существование в любом развитом национальном обществе просто бессмысленно.
Чтобы понять саму суть феномена интеллигенции, необходимо уяснить, как интеллигенция соотносится с этими тремя социальными элитами или множествами. Согласитесь, что интеллигентом может считаться только такой человек, который одновременно “вхож” и в интеллектуальную, и в духовно-нравственную национальную элиту. Отношения же интеллигенции и политической элиты общества сложны и неоднозначны. В целом для интеллигенции обычно характерно намеренное дистанцирование от властных структур общества, ведь, забегая вперед, скажем, что в основе деятельности интеллигенции практически всегда лежит не насилие, но убеждение, обретение высокого интеллектуального и нравственного авторитета в обществе. Хотя интеллигенция никогда не сливается вполне с политической элитой общества, в одних случаях интеллигенция может сотрудничать с политической элитой, обслуживая общие интересы и делегируя своих представителей, а в других – оказываться с ней в скрытом или даже более или менее явном противостоянии. Так или иначе, именно интеллигенция в большинстве стран Европы XIX и XX веков осуществляла функцию широкого социального контроля, вовсе не ограничивавшегося “присмотром” за поведением и нравами власть имущих.
На вопрос, откуда взялась интеллигенция, ответить совсем несложно. До современной интеллигенции роль социального арбитра, а также роль хранителя культурных ценностей нации более или менее благополучно выполняла европейская аристократия и духовенство. Впрочем, уже в эпоху Возрождения европейские аристократы сформировали вокруг себя социальную группу, которую сегодня мы определили бы как творческую интеллигенцию. По мере становления буржуазных отношений в обществе аристократы все более вытеснялись из властной элиты и, таким образом, сами легко вливались в ряды все более разраставшейся и социально все более оформленной разночинной интеллигенции. В России значительную роль в формировании национальной интеллигенции сыграли европейские иностранцы, в изобилии поступавшие на русскую службу во второй половине XVII и на протяжении всего XVIII века.
О функциях интеллигенции как социальной группы со своими отличительными признаками и достаточно строгим кодексом поведения кое-что было сказано выше. Буржуазному идеалу индивидуализма личного обогащения интеллигентская среда противопоставила индивидуализм общественного служения. Ведь, скажем, даже заявляя самоценность искусства ради искусства, интеллигент, по сути, всего только абсолютизировал для себя одну из возможных форм участия в общественном прогрессе. Гуманистические функции социального контроля и социального врачевания сочетались с функцией производства разнообразных форм национального интеллектуального продукта.
Подобно средневековой аристократии, интеллигенция в последние два века европейской истории в большинстве случаев брала на себя роль флагмана большой эскадры национального самосознания. Русскую интеллигенцию, в частности, нередко обвиняли в космополитизме, не учитывая при этом, что по отношению к внешнему миру задача всякой национальной интеллигенции двояка. С одной стороны, национальная интеллигенция призвана привносить в национальную культуру и общественную жизнь весь лучший, годящийся для национальной почвы мировой культурно-исторический опыт. С другой стороны, национальная интеллигенция просто не может считаться полноценной, если она сама не привнесет в мировую культуру планетарно значимые национальные разработки. И разве можно обвинить классическую русскую интеллигенцию в том, что она не справилась хотя бы с одной из этих двух задекларированных задач?
Когда мы видим, что перед многими восточно-европейскими государствами стоят сложные и многоплановые задачи национального развития, мы не можем не задать себе ряд существенных вопросов о судьбе их национальной интеллигенции. Каково качество нашей современной национальной интеллигенции? Не происходит ли постепенное растворение национальной интеллигенции в других слоях нашего общества? А если так, то появляются ли в нашем обществе новые социальные институты, способные в новом тысячелетии выполнять основные социальные функции интеллигенции XIX—XX веков?
Вряд ли современные институты социальных менеджеров и народившаяся в XX веке многочисленная техническая элита общества способны в полной мере заместить активно действующую национальную интеллигенцию. Ведь полновесная деятельность интеллигенции никак не сводима к успешной работе социальных служб и к выдающимся интеллектуальным изыскам “повернутых” технарей. Но, с другой стороны, вряд ли кто-либо станет отрицать заметное падение качественного и количественного состава интеллигенции в восточно-европейских странах. Довольно будет только вспомнить недавние драматические события в обществе-политической жизни Украины. Оранжевый майдан практически полностью растворил в себе слабый “интеллигентский писк”, и выдвинул вместо него сплошной барабанный бой в комплексе с нечленораздельными, но очень самоуверенными причитаниями пресловутой бабы Параски… Точно также и по ТV дурацкие псевдонационалистические препирательства почти полностью вытеснили скрупулезный интеллигентный разбор жизнеспособных моделей построения современного украинского общества.
Более того, в современном украинском обществе подлинным интеллигентом быть не модно, поскольку дело это вот уже добрых пятнадцать лет малоприбыльное, а то и вовсе накладное. Зачем же быть интеллигентом, когда вполне довольно быть средней руки профессионалом? К чему это интеллигентское шутовство, когда все можно устроить намного проще и эффективнее? Так думает теперь основная часть новоявленных инженеров, врачей, учителей, юристов или журналистов, то есть представителей как раз тех профессий, которые традиционно являлись основными поставщиками кадров в “интеллигентское сословие”. Думает, и все более теперь норовит на социальном фронте кинуться врассыпную, разбежаться по своим все более уютным и все менее интеллигентным норкам.
Несколько менее данный процесс “разинтеллигенчивания” интеллигенции затрагивает интеллигенцию творческую, в первую очередь – ученых и деятелей искусств. В данных сферах человеческой деятельности мало быть профессионалом, вернее даже само обретение профессионализма в данной среде требует неизбежного обращения к культурно-историческому опыту деятелей науки и искусства предшествующих поколений. Скажем, литератор не сможет добиться высокохудожественного звучания своих произведений, не опираясь на творческий опыт литераторов-интеллигентов прошлых поколений, а значит, этическая и эстетическая преемственность в этой череде поколений оказывается более или менее неизбежной. Вместе с тем, в своей профессиональной деятельности творческие люди обладают хотя бы относительной автономией, хотя бы внутренней независимостью от высокого начальства и его всенаправляющих гонораров. Можно поставить правильный или неправильный диагноз, исполнить правильный или неправильный чертеж, но невозможно написать правильное или неправильное стихотворение или картину, сделать правильное или неправильное научное открытие. В науке и искусстве не все подвластно грубому начальственному произволу, и эта автономия творческого человека – важнейший момент для его возможной трансформации в подлинного интеллигента. И пускай подлинных интеллигентов (интеллигентов не по профессии, а по духу) окажется в итоге очень и очень немного. В конце концов, даже в периоды своего наивысшего расцвета подлинная интеллигенция всегда и везде была, по сути, достаточно немногочисленна.
Таким образом, социальная база существования неформальной интеллигенции хотя и сильно сокращена в современном обществе, полностью еще далеко не исчерпана. Социальные функции традиционной интеллигенции в современном обществе начала XXI века взять на себя, как ни крути, больше некому. Что ж, будем надеяться на то, что новомодная масс-культура окажется не в состоянии разделаться в одночасье ни с привычным образом жизни, ни с исторически сложившимися идеалами национальной интеллигенции стран Восточной Европы. В конце концов, это ведь в наших общих интересах: без сохранения хотя бы скромного слоя неформальной интеллигенции в обществе и вся его масс-культура окажется обречена на постепенную деградацию, на доминирование в обществе внутренне асоциальных форм поведения.
Дата публикации: 27.03.2007 16:11
Предыдущее: СПОРТИВНЫЕ ЗАРИСОВКИСледующее: ИНТЕЛЛИГЕНТНО ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Пиитух[ 28.03.2007 ]
   Николай, с удовольствием прочитал все три статьи - взвешенные, дельные, профессиональные и хорошо написанные, что, в общем, если не редкость по нынешним временам, то и не правило. Спасибо.
   
    Что до интеллигенции, то - мне кажется - мы имеем дело с неким устоявшимся стереотипом представлений, порождающим те самые сложности, о которых Вы пишете. Представление об интеллигенции как о социальной группе профессионально занимающихся умственной деятельностью людей. Оно было вполне адекватно тому прошлому, в котором профессиональный умственный труд только зарождался. Сейчас, когда образование (колледж, университет) становится всеобщим, понятие интеллигенции безнадежно устарело - ну, в самом деле, не относить же к интеллигенции всех подряд врачей, учителей, социальных работников и проч.
   
    Советские стереотипы закрепляли и усиливали стереотип представления об интеллигенции как социальном институте (прослойке). Усатый вождь прекрасно понимал, что заводы и без него построят, а вот с "инженеров человеческих душ" внимательного ока не спускал: надо было держать под контролем этих умников, да так держать, чтобы они нужные сказки создавали.
   
    Но сегодня интеллигенции как социального института не существует, хотя его и пытаются реанимировать и поддерживать в состоянии постаревшего Брежнева - для речей. Людей уственного труда все больше, а интеллигенция как институт исчезает. И правильно. Мне близко определение Алексея Симонова: "Интеллигент - это челоек, чей гуманизм (т.е. уважение к инакомыслию, инакочувствию и инакожитию) шире, чем его собственные убеждения". То есть, явление принципиально, по определению, индивидуальное, штучное, не могущее и не должное быть членом социального института. Ну, не умеет интеллигент ходить строем. Об этом акад. А.М. Панченко - образчик российского интеллигента - говорил: "Не хочу быть интеллигентом", то есть - членом социального института интеллигенции. Таких, как он, интеллигентов не разинтеллигентить. Равно как не обинтеллегентить всех представителей умственного труда.
   
    Мне кажется, что если выйти за пределы устаревших стереотипов, то и разговор пойдет в более реальной плоскости.

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта