Хотите вести свой блог, с включением его в раздел Избранные блоги писателей, - пишите, у Вас есть пять дней!
В наших проектах критики:
заходите, участвуйте!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Избранные блоги писателей    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Жизнь как рояль...
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Наши новые авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Красноярский край
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Игорь Б.Бурдонов
Объем: 12778 [ символов ]
ИЗРАИЛЬ
Израиль - огромная страна. Но места ему на Земле отведено мало: с севера на юг - 400 км - меньше, чем от Москвы до моей деревни Липовка в Рязанской губернии; с востока на запад - и вовсе 120 км - как Москва-Петушки. Третье измерение мало, чем может помочь, хотя в Тель-Авиве и начали строить небоскребы. Израиль существует, главным образом, в четвертом измерении - он вытянулся во времени на несколько тысяч лет.
 
Останови машину на краю шоссе в пустыне Негев. Заглуши мотор. Выйди, хлопнув дверцей. И сделай всего один шаг с асфальта на песок и камень. Быть может, тот самый камень, о который спотыкался Моисей, ведя свой народ по пустыне из Египта в землю Ханаанскую три с половиной тысячи лет назад. Видишь вдали стадо овец и ослов? И пастух, по самые глаза закутанный в платок, ведет за собой на веревке верблюда одногорбого. Он бросает поводья подбежавшему мальчику, садится в мерседес и выезжает на шоссе. Что ж, верблюд, осел и мерседес - стандартный набор современного бедуина.
 
И в городе Беер-Шева в маленькой комнате старая еврейка-пенсионерка жалуется сыну на больные ноги, и потчует гостей фаршированными баклажанами, и упрекает сына, что долго не приезжал, и потчует гостей жареной печенкой, и просит сына сходить на базар-шуг - холодильник-то пуст, и потчует гостей пирожками с мясом, и охает над покупками - "куда ты столько купил, мне за месяц не съесть", и потчует гостей белым вином виноградным и сама выпивает на донышке бокала, и просит сына починить ей палку - ручка отломилась, и потчует гостей чаем с конфетами, и машет сыну руками - "ой, ой, не кричи, спокойно, и зачем только я тебя просила"... А в окно видна темнеющая высота неба, под которым клянутся Авраам, отец множества народов, и Авимелех, царь Герарский, филистимлянин. Авраам клянется, что не обидит ни его, ни сына его, ни внука его, и как он поступал хорошо с Авраамом, так и Авраам будет поступать с ним и землей, в которой гостит. Авимелех клянется, что не тронет колодца, выкопанного Авраамом. И возвращается Авимелех в землю Филистимскую, от которой идет название нынешнее Палестина. "Потому и назвал он сие место: Вирсавия; ибо тут оба они клялись"[Быт.,21-31]. Это то же, что Беер-Шева - "кладезь клятвы". И рабы Исаака, сына Авраамова, тоже копали колодец и нашли воду. "И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэр-шива до сего дня" [Быт.,26-33]. Мы выходим из дома за водою содовой, но не находим ее в ближайшем магазине. И мужчина объясняет нам, что есть содовая в гастрономе за углом. Он объясняет по-русски, и гастроном - по-русски - так и написано на вывеске, и что-то еще на иврите и арабском.
 
Можно путешествовать по Израилю, не двигаясь с места. Как это у китайцев: "Благородный муж странствует по всем свету, не выходя со двора". Конечно - если этот двор - двор Старого Города города городов Иерусалима. Внизу - Западная Стена, у которой стоят, прислонившись лбом, прохаживаются руки в карманах, кланяются как китайские болванчики, воздевают руки к небу и о чем-то беседуют, склонившись над свитками Торы, и поют, поют, поют, и пляшут, празднуя праздник праматери Рахели, возлюбленной жены Иакова, матери Иосифа Прекрасного, поют и пляшут и молятся евреи. Западная Стена - все, что осталось от второго Иерусалимского Храма, которую по-русски мы называем пронзительнее, чем сами евреи, - Стена Плача. Стена, за которой и над которой в темнеющем небе вечера горит золотой купол мечети Купол Скалы - скалы Мориа, с которой пророк Мухаммад на своей лошади Эль Бурак-Молния вознесся в небо как молния. И загораются зеленые люминисцентные лампы на вершине стройного минарета мечети Аль-Акса, над которым восходит полная Луна. А дальше на Масличной горе - горе Елеонской уходящее Солнце бросает последние свои лучи на древние оливы Гефсиманского сада - Масличного сада, на восемь олив, скрюченные стволы которых я видел утром и которые видели молитву Христа перед арестом и предательством Иуды. Лучи Солнца поднимаются выше - по стенам церкви Всех Наций, и по стенам русской церкви святой Марии Магдалины, и по белому камню колокольни русской церкви Вознесения на самой вершине горы, колокольни "Русская свеча", и свеча зажигается последним лучом Солнца и гаснет. И полная Луна опускается ниже - к самой верхушке минарета мечети Аль-Акса, где горят уже в полную силу зеленые огни ислама. И тень ночи опускается ниже, на евреев у Западной Стены. И уже зажигаются огни Старого Города, разноцветные огни, которые освещают толпу туристов и двух молоденьких израильских солдат с автоматами, которые поставлены здесь, чтобы ловить террористов с бомбами.
 
А на берегу Средиземного моря рядом с Кесарией - когда-то финикийским портом, а после римским городом, построенным иудейским царем Иродом, с римским акведуком для воды с горы Кармель, римским театром, римским ипподромом, которые евреи не разрешили построить в Иерусалиме, дабы не осквернять иудейскую веру, а после городом - оплотом крестоносцев, а после городом султана Саладина, а после городом Ричарда Львиное Сердце, городом, в которой хранилась чаша Грааля, а после городом египетского султана Бейбарса, а после маленькой палестинской деревушкой, и ныне городом государства Израиль. Или рядом с Яффой - городом, которому удалось прожить четыре тысячи лет, в котором в наше время поселились художники, потому что там было дешево, а теперь это самый дорогой район Тель-Авива, потому что Тель-Авив поглотил древнюю Яффу, младенец Тель-Авив, родившийся всего-то в 1908 году, когда 50 хорошо одетых мужчин стояли к северу от Яффы посреди песчаных дюн, одних только песчаных дюн и разыгрывали первые 60 земельных участков на "Холме Весны", что означает Тель-Авив. Или рядом с городом и портом Ашдодом, где пляжный песок усыпан ракушками с дырочками для нанизывания на нитку, а по горизонту как по нитке тихо скользят пароходы, баржи и яхты. На берегу Средиземного моря рождаются строки:
 
Ветер умер. Тихо скользят в сине-зеленой дали
корабли финикийцев - народа моря.
Кто видит их с берега другого времени?
 
Со стены крепостной соскользнула струйка песка.
Тихо звякнуло железо на плечах престарелого рыцаря.
Кто слышит его через пустыню времени?
 
Из миража пустыни встают бело-желтые стены города.
Евреи выходят на балконы домов спустя сорок веков
и вглядываются в сине-зеленую даль.
 
Но что придуманные строки, когда простое перечисление мест моего туристического маршрута звучит как стихи:
 
Бен Гурион - Тель Авив - Бней Айш
 
Латрун - Бней Айш
 
Тель Авив - Герцлия - Нетания - Кесария - Бней Айш
 
Иерусалим (или, лучше, Ерушалаим?) - крепость Масада - Эйн Бокек - Мертвое море - Мертвое море - Мертвое море - Иудейская пустыня - Иудейская пустыня - О! Иудейская пустыня - Беер Шева ("Кладезь клятвы") - Бней Айш
 
Реховот - Тель Авив - Шаронская долина - долина Изреэль - Афула - Назарет - гора Фавор - озеро Кинерет, оно же Тивериадское, оно же Иудейское море - река Иордан - река Иордан - О! река Иордан - Тверия - Магдал (откуда Мария Магдалина) - Табха или по-гречески Эптапегон - "Семь источников", где церковь умножения хлебов и рыб - Капернаум - гора Блаженств (гора Нагорной проповеди) -- Афула - Тель Авив - Реховот - Бней Айш
 
Ришон Ле Цион - Явне - Абу Гош (арабское селение профессиональных разбойников на большой дороге в Иерусалим, а раньше - город Кирьят-Яарим, где хранился Ковчег Завета по пути в Иерусалим) - Ерушалаим -- Ерушалаим -- О! Ерушалаим -- Абу Гош - Явне - Бней Айш
 
Ашдод - Средиземное море - Бней Айш
 
Бет Шемеш - долина Сорек - Сталактитовая пещера - Козиная ферма - Бней Айш
 
Реховот - Тель Авив - Ашкелон - Беер Шева - пустыня Негев - пустыня Негев - О! пустыня Негев - Арад - Эйн Бокек - Мертвое море - Содом - жена Лота - долина Арава - Иорданские горы - Иорданские горы - Иорданские горы - Эйлат - залив Акаба - Красное море - Красное море - Красное море - долина Арава - Эйн Бокек - Иудейская пустыня - Кумранские пещеры - Иерихон (точнее, вид издали на эту палестинскую территорию) - Ерушалаим - Тель Авив - Реховот - Бней Айш
 
Тель Авив - Тель Авив - О! Тель Авив - Бней Айш
 
Реховот - Тель Авив - Кесария - гора Кармель - Хайфа - Акко - Хайфа - Кесария - Тель Авив - Реховот - Бней Айш
 
шашлычная - Яффа - Тель Авив - Бней Айш
 
Бен Гурион - Шереметьево-1
 
Что же за место такое - Бней Айш, что завершало каждый из маршрутов? Кто б мог предполагать тридцать лет назад, когда в коммуналке на Бакунинской улице в доме, которого уже нет, я зашел в гости к соседу Лене по случаю праздника 23 февраля, как выяснилось потом, для того, чтобы познакомиться со своей будущей женой, которая познакомила свою школьную подругу Галю с ее будущим мужем Леней, а потом, двадцать лет спустя, они уехали в Израиль по причине отсутствия жилья на просторах России. Кто бы мог предполагать, что местом нашей встречи в третьем тысячелетии будет маленький городок Бней Айш, еврейский городок, где все говорят по-русски, на стенах висят объявления на русском языке и вывески магазинов написаны тоже русскими буквами, ну, и на иврите и арабском, конечно, тоже, ибо таков закон.
 
Израиль - единственная чужая страна, которую я полюбил. По тому ли, что там живут мои самые старые и, значит, самые лучшие друзья? Или потому, что там можно странствовать, не сходя с места? Или потому, что, вглядываясь в холмы Иудейской пустыни, кажется, что это холмы пустыни в тебя вглядываются, холмы, каким-то чудом перенесенные в наше время из далекой древности? Или потому, что там так много юных лиц? О, я ведь еще не рассказал о юношах и девушках Израиля, особенно тех, что в форме и с автоматом за плечом. Вот это идет по автобусной станции Тель Авива бедуин, он едет на юг, ведь бедуины, служа в армии, охраняют южные границы Израиля. А у этой маленькой девчушки автомат чуть-чуть не касается пола, но я смотрю не на автомат, а на ее лицо - почему-то самые красивые еврейки - из Йемена. А вот и наш соотечественник - у кого еще может быть такая рязанская улыбка? А вот еще один еврей - черный как уголь - все-таки трудно привыкнуть к евреям-эфиопам. Я не рассказал об израильских базарах, восточных базарах, которые ломятся от немыслимых фруктов, экзотических украшений и талисманов всех религий, от всяких шмоток из всех стран мира, о базарах, где евреи и арабы настолько дружно зазывают покупателей и торгуются, что, если бы не шапочки на макушках, ни за что не отличить их друг от друга. Я не рассказал о лесах Израиля, в которых, правда, не найти ни одной березки и которые - до самого последнего дерева - посажены людьми в ХХ веке. О холмах, утыканных пластиковыми трубочками - это будущий лес, и в каждой трубочке - юное деревце. О зеленых холмах, которые потому только зеленые, что исполосованы резиновыми шлангами для полива. О пальмовых рощах, о банановых рощах в кибуцах, о самих кибуцах, которые создают оазисы в пустынях. Я не рассказал о взрывах и выстрелах, потому что не слышал ни одного и ничего бы о них не знал, если бы не телевизор и радио. Впрочем, вру - напряженность витает в древнем воздухе Израиля, как витала она в Москве во время взрывов домов и подземных переходов. Я не рассказал о том, что евреим бывают разные и, кстати, не все они иудеи. И арабы бывают разные, и не все они палестинцы. Я не рассказал о друзах - арабах, у которых своя особенная религия. Я не рассказал о забавной религии Бохаи, якобы, если верить Британской энциклопедии 1999 года, самая распространенная религия в мире после христианства, о храме Бохаи в Хайфе. Я не рассказал о чистых на западный манер общественных туалетах и милых русскому сердцу кучках мусора вдоль дорог. Я не рассказал о...
 
Пожалуй, я не рассказал о самом главном: о странном чувстве сопричастности с людьми, городами, временами, которые составляют одну из магистральных историй человечества, одну из главных сверхкультур мировой культуры, о чувстве сопричастности с тем, что в общем-то никакого отношения не имеет ко мне лично. Путешествие в Израиль теперь вспоминается как сон, в котором по законам сновидений перемешано то, что в яви не может быть совместимо. Но в Израиле все это существует вместе в каком-то причудливом калейдоскопическом сочетании.
 
Но все же первый шаг лучше сделать у себя дома. Выключить телевизор, зажечь настольную лампу и достать с книжной полки Тору, Евангелие или Коран. Потому что мы - христиане, мусульмане, иудеи - мы люди Книги. Потому что мы - русские, точнее люди русской культуры, которая тоже - культура книги.
 
И тогда можно будет ощутить то, что я ощутил с особенной силой в Старом Городе Иерусалима - если есть на Земле святые места, если они по-настоящему святы - неважно для какой религии, - то это чувствуется - неважно, какой религии придерживаешься ты сам и веруешь ли вообще. Просто в воздухе чувства людей рождают индукционные токи любви. Любви к миру, к людям, к Богу.
 
Израиль-Москва, ноябрь 2000
Свидетельство о публикации №103301
Дата публикации:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Тема недели:
Две истории о монахах
Буфет.
Истории за нашим столом
Том 1.Формат PDF.
Чтение и скачивание
Резюме авторов Тома 1
Резюме авторов Тома 2
Избранные
произведения
Справочник писателей Зарубежья
Положение о Литературном
конкурсе "Писатели нового века"
Конкурсные произведения
Произведения для рецензирования
Рекламные буклеты авторов
Энциклопедии
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов